Статистика блога
195
Записей
4887
Обращений
190381
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

О проекте Закона РК «Об адвокатской

деятельности и юридической помощи»

 

Настоящий проект Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» разработан Министерством юстиции Республики Казахстан.

Законопроект разработан в целях реализации положений Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Одним из основных направлений законопроекта является совершенствование институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан, а также получения квалифицированной юридической помощи.

Сегодня в Казахстане наблюдается дефицит адвокатов. По имеющимся статистическим данным на 1 адвоката в стране в среднем приходится порядка четырех с половиной тысяч человек. Как показывает статистика за последние 4 года количество адвокатов увеличилось на 300 человек. Этот незначительный рост объясним. Основными причинами служит необходимость наличия высшего юридического образования, прохождения стажировки в коллегии адвокатов от 6 месяцев до 1 года.

При этом, стоимость прохождения годовой стажировки составляет от 140 тыс. тенге до 280 тыс. тенге. Кроме того, присутствует первоначальный взнос для вступления в коллегию адвокатов который в зависимости от региона составляет до 800 тысяч тенге. Таким образом, для получения статуса адвоката претенденту необходимо заплатить в среднем около 1 млн тенге. Что является одной из основных причин дефицита адвокатов. Законопроектом предусматривается, что рост численности адвокатов усилит конкуренцию и приведет к снижению гонораров, будет мотивировать адвокатов повышать свой профессиональный уровень. Все это позитивно отразится на качестве юридической помощи и ее доступности.

Для увеличения количества адвокатов, новым законом предусмотрен запрет на вступительные взносы в коллегию адвокатов. При этом, сохраняется возможность сбора целевых и членских взносов. Более того, законом установлено требование о разработке и утверждении тарифной сетки за оказываемую юридическую помощь, что позволит дифиринцировать сумму оплаты за юридическую помощь в зависимости от сложности дела.

Одним из новшеств Законопроекта также является закрепление оказания юридической помощи на началах probono (от лат. «probono» - ради общественного блага), т.е. оказание бесплатной юридической помощи социально уязвимым слоям населения. Для этого предлагается наделить адвокатов правом оказания бесплатной юридической помощи определенное количество часов в год, с учетом международного опыта (Англии, Франции)

Более того, можно отметить, что на сегодняшний день отсутствует закон который бы регулировал сферу оказания юридических услуг коммерческими, частнопрактикующими юристами и принятие нового Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» позволит урегулировать данную сферу деятельности.

Положения нового Законопроекта в первую очередь направлено на повышение качества и доступности юридических услуг, предание правового статуса коммерческим, частнопрактикующим юристам, наделение их соответствующими правами и обязанностями, введение страхования ответственности профессиональной деятельности, а также создание конкуренции на данном рынке.

Частнопрактикующие юристы в Законопроекте именуются как юридические консультанты.

Юридическими консультантами являются:

участники и работники организаций, оказывающие юридическую помощь;

физические лица, оказывающие юридическую помощь и осуществляющие свою деятельность в виде индивидуального предпринимательства;

физические лица, оказывающие юридическую помощь без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К юридическим консультантам не относятся лица, являющиеся:

работниками юридических лиц – по делам этих юридических лиц, государственных органов – по делам этих государственных органов и их территориальных подразделений;

уполномоченными профессиональных союзов – по делам рабочих, служащих, а также других лиц, защита прав и интересов которых осуществляется этими профессиональными союзами;

уполномоченными организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций, а также права и интересы других лиц;

Предусмотрены формы деятельности юридического консультанта. Юридический консультант может оказывать юридическую помощь самостоятельно, занимаясь частной практикой в виде индивидуального предпринимательства либо без образования индивидуального предпринимательства, а также на основании трудового договора с юридическим лицом, аккредитованным в палате юридических консультантов.

Наряду с этим, законопроект предусматривает создание саморегулируемых организаций в виде палат юридических консультантов (саморегулируемые организации на принципе множественности (законопроект не ограничивает количество палат)), где членство обязательно для физических лиц, оказывающих юридическую помощь в виде представительства в суде. При этом, вступительные взносы в палату юридических консультантов запрещены.

Законопроектом частнопрактикующие юристы наделяются правом представлять права и интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех судах, государственных, иных органах и организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов; знакомиться с материалами, касающимися лица, обратившегося за юридической помощью, включая процессуальные документы, судебные дела, и фиксировать содержащуюся в них информацию любым способом, не запрещенным законодательными актами.

В целом, концепции законопроектов направлены на обеспечение граждан доступной и качественной юридической помощью, создание конкуренции на рынке юридических услуг.

Отправить письмом