Статистика блога
195
Записей
4450
Обращений
176062
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Обзор

основных изменений в сфере недвижимости и строительства

Предлагаем Вашему вниманию краткий обзор основных изменений в сфере недвижимости и строительства, внесенных Законом от 24 мая 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» (далее «Закон о внесении изменений» или «Новый закон»).

 

Изменения в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» («Закон о строительстве»).

 

Закон о внесении изменений уточняет, что отрицательное заключение экспертизы является подтверждением нарушений требований, предъявляемых к проектной (проектно-сметной) документации («ПСД»), допущенных разработавшими ее проектными организациями, и основанием для их привлечения к ответственности по закону.

 

Одновременно введен запрет на выдачу экспертами замечаний рекомендательного характера; при этом выявленные нарушения должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые акты, регламенты и нормативы.

 

Не будет лишним упомянуть, что Закон о строительстве уже предусматривает обязательность несения ответственности как проектной организацией, разработавшей ПСД, так и экспертом, выдавшим по ней положительное заключение, при выявлении вышеуказанных нарушений в ПСД на стадии строительства.

 

Органы государственного архитектурно-строительного контроля («ГАСК») теперь могут посещать строящиеся объекты в любое время для целей осуществления профилактического контроля и надзора предупредительно-профилактического характера. Для чего Новым законом определена приоритетность для посещения строящихся объектов. Однако, несмотря на установленную Новым законом приоритетность, в первую очередь должны посещаться строящиеся объекты в случае возникновения на них аварийных ситуаций.

 

Закон о внесении изменений определил Государственную корпорацию «Правительство для граждан» («Госкорпорация») в качестве уполномоченного органа по сбору от заказчиков строительства всех документов, подтверждающих согласно Закону о строительстве приемку объекта в эксплуатацию. Ранее эти документы направлялись в органы ГАСК по месту нахождения объекта строительства.

 

Новый закон вносит изменения, упрощающие получение архитектурно-планировочного задания («АПЗ») и технических условий («ТУ») на подключение к инженерным коммуникациям. Так, для получения АПЗ у местных исполнительных органов будет достаточно наличия решения местного исполнительного органа о предоставлении заказчику права на землю или уже имеющегося права на землю у заказчика. Не лишним будет упомянуть, что ТУ с 2015 года выдаются одновременно с АПЗ по заявлению заказчика по принципу «одного окна» через Госкорпорацию, либо веб-сайт «электронного правительства» (egov.kz).

 

Закон о внесении изменений также уточняет, что дата подписания (а не дата утверждения, как было предусмотрено ранее) акта приемки объекта в эксплуатацию считается и датой его утверждения и датой ввода объекта в эксплуатацию.

Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 9 октября 2018 года № 701 внесены изменения в Правила приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно, а также формы акта приемки, утвержденные Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 13 декабря 2017 года № 867, в соответствии с которым из перечня документов для приемки построенного объекта собственником самостоятельно исключено наличие решения местных исполнительных органов, осуществляющих функции в области архитектуры и градостроительства, в случае реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменениями несущих и ограждающих конструкций, инженерных систем и оборудования.

В связи с чем, для приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно после реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменениями несущих и ограждающих конструкций, инженерных систем и оборудования решение МИО не требуется.

Однако в соответствии с Законом Республики Казахстан «О

государственных услугах» услугополучатели получают государственную

услугу в соответствии со стандартом государственной услуги.

Поэтому, граждане могут обратиться в ЦОН с заявлением на получение решения МИО на реконструкцию (перепланировку, переоборудование) помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций, инженерных систем и оборудования в соответствии со стандартом, утвержденным приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 257.

 

Изменения в Земельном кодексе.

Поправками в Земельном кодексе детализированы функции Госкорпорации в той части, что она теперь уполномочена оказывать услуги по выдаче также ТУ на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуги субъектов квазигосударственного сектора.

 

Предписания на установление и прекращение обременений прав на земельные участки также направляются государственными органами теперь в Госкорпорацию, которая должна вести их учет и отражение в информационной системе.

 

Законодательно дана дефиниция того, что является «функциональной зоной», хотя этот термин уже использовался в Земельном кодексе и ранее, под которой будет пониматься условная зона, включающая в себя группу целевых назначений земельных участков в населенных пунктах с единым режимом землепользования, тогда как типы функциональных зон сохранены неизмененными (жилищная, социальная, коммерческая, иная).

 

Одновременно Новым законом предусмотрена возможность правообладателей обратиться за заменой идентификационного документа на земельный участок, содержащего указание только целевого назначения, на новый документ, с указанием также и функциональной зоны.

 

Не лишним будет упомянуть, что поправками в Земельный кодекс еще с января 2015 года снята необходимость изменения целевого назначения земельного участка в случае его использования в рамках той же функциональной зоны.

 

В части ранее действовавшего запрета на изменение целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения, Новым законом внесена уточняющая поправка, что такой запрет распространяется на земельные участки, предоставленные конкретно для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, и сельскохозяйственного производства.

 

Нововведения в Экологический кодекс.

Новый закон четко определил, что если объекты II, III и IV категорий предполагается строить на территории действующих объектов I категории, то государственная экологическая экспертиза по проектам их строительства осуществляется местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы. По объектам I категории проводить экспертизу будет только уполномоченный орган по охране окружающей среды (в настоящее время – Министерство энергетики), а не аккредитованные эксперты, как это было возможно ранее.

Документы на осуществление государственной экологической экспертизы теперь принимаются только в электронной форме, что приведет к существенному снижению трудозатрат со стороны заявителей (хотя технически эта поправка была внедрена другим законом, однако введена в действие только с июня 2018 года).

 

Еще одно существенное нововведение касается упрощения процедуры получения разрешений на эмиссии в окружающую среду для объектов I категории. Теперь, если заключение государственной экологической экспертизы положительное, разрешение на эмиссии выдается одновременно с этим заключением, и оно должно уже содержать нормативы эмиссий.

 

На уровне Кодекса также было определено, что экологическая экспертиза (в отличие от государственной экологической экспертизы) проектов строительства II, III и IV категорий проводится аттестованными экспертами и экологическая экспертиза является частью комплексной вневедомственной экспертизы. Эта возможность позволяет заявителям пользоваться преимуществами принципа «одного окна» и не запрашивать материалы экологической экспертизы отдельно.

 

Сроки и процедура проведения государственной экологической экспертизы также претерпели положительные изменения. Так, для объектов I категории он составляет 45 рабочих дней (ранее – два месяца), II категории – 35 рабочих дней (ранее – один месяц), III и IV категории – 15 рабочих дней (ранее – 10 рабочих дней) с момента предоставления документов. Указанные сроки не учитывают сроки рассмотрения пакета представленных на экспертизу документов на предмет их полноты, которые остались неизменными: для объектов I категории – до 5 рабочих дней и объектов II, III и IV категории – до 3 рабочих дней со дня их регистрации.

 

В то же время, согласно ранее установленному порядку заявитель не имел возможности исправить замечания до получения отрицательного заключения экологической экспертизы, что приводило к необходимости заявителям исправлять и повторно ожидать получения заключения в течение точно такого же длительного срока. Сейчас же заказчику предварительно, до официальной выдачи заключения, направляются выявленные замечания, чтобы он мог их устранить и представить доработанный проект повторно, при этом сроки проведения экспертизы в это время не приостанавливаются и продолжают течь. Только если заказчики по каким-то причинам не смогут устранить выявленные замечания в установленные Новым законом сроки, то они получат отрицательное заключение и будут вынуждены проходить экологическую экспертизу повторно.

 

Изменения в Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» («Закон о госрегистрации»).

Основное изменение касается того, что функция регистрирующего органа была передана Госкорпорации. Исторически эту функцию выполняли органы юстиции.

Так, Госкорпорация определяется органом, уполномоченным на (i) ведение информационной системы правового кадастра идентификационных и технических сведений зданий в отношении вновь созданной недвижимости, и (ii) регистрацию прав на недвижимое имущество. Тем не менее, органы юстиции продолжат выполнять функции уполномоченного органа и будут сконцентрированы на мониторинге деятельности Госкорпорации и соблюдении государственной политики.

 

Отменена для вновь созданной недвижимости необходимость проведения технического обследования и получения технического паспорта, а также детализирован порядок электронной регистрации прав на недвижимость через информационные системы нотариусов.

 

Четко установлено на уровне Закона о госрегистрации основание для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество – только по причине несоответствия объектов строительства законодательству в области архитектуры, градостроительства и строительства.

 

 

Отправить письмом